Подвижные и дидактические игры экологического содержания
Подвижные игры:
«Удержи шишку». Разбейте группу
на пары и предложите каждой паре найти шишку, зажать ее плечами и попрыгать, не
уронив. После короткой тренировки соедините пары в четверки (пара, которая
стоит сзади, держится руками за стоящую пару впереди). Напоследок соедините всю
группу в цепочку или круг и предложите попрыгать 30 секунд, не роняя шишек.
«Сороконожка». Используйте для
игры веревку длиной 4-5
метров . Возьмитесь за один конец и предложите кому – то
из детей взяться за противоположный. Остальных расставьте вдоль веревки с обеих
сторон в шахматном порядке так, чтобы они держались за веревку одной рукой.
Предложите им встать только на одну ногу (ту, что ближе к веревке), а другую
согнуть в колене и удерживать свободной рукой. Объявите, что вы все вместе –
сороконожка, которой живется очень трудно: попробуй не перепутай которой ногой
ступать! Итак, вы – голова сороконожки, а каждый участник игры – одна ее нога:
по вашей команде все прыгают на оной ноге, стараясь сохранить строй.
Поменяйтесь
с тем, кто стоит в конце веревки – теперь он будет головой сороконожки, а дети
могут сменить ногу. Играйте, пока сороконожка не начнет разваливаться.
«Лесорубы»
Детей
распределить на три группы. Одна группа – лесорубы, вторая – деревья, третья
звери. По команде «Лесорубы идут!» лесорубы стремятся захватить деревья, а
звери спасают каждый свое дерево (по экологическому родству.) Звери должны
добежать к деревьям раньше лесорубов и взять их за руку. Если звери не спасают
дерево, лесорубы забирают свою добычу.
«С листьями» - подберите
любой лист и предложите найти пять похожих по:
§ размеру;
§ цвету;
§ форме;
§ рисунку края;
§ поверхности на
ощупь;
§ запаху.
«С цветами» - предложите
найти цветок:
§ с тремя
лепестками;
§ более чем с
тремя;
§ определенной
окраски;
§ с приятным
запахом;
§ с неприятным
запахом;
§ без запаха;
§ с хорошо
различимыми пестиком и тычинками;
§ с неразличимыми
пестиком и тычинками;
§ с сидящим на
цветке насекомым.
«С семенами»:
§ найти три
семечки больше (меньше) данного;
§ взять по семечку
одуванчика, подуть на него или пустить по ветру – у кого дальше улетит;
§ найти семена,
которые переносят животные (ветер);
§ найти катящиеся
семена (горошинки) и устроить соревнования, пуская их с горки, - у кого дальше
укатятся.
«Кто в домике
живет?»
Дети
изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Педагог обходит домики, стучит
в каждый и спрашивает: «Кто в домике живет?». Дети отвечают: «МУ-му-му» и т.д.
воспитатель отгадывает, кто живет в домике.
Дидактические игры:
«Волшебный
поезд»
Цель. Закрепить и систематизировать
представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.
Материал. Два поезда,
вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта
карточек с изображением животных.
Ход игры. Играют две
команды (в каждой по 4 ребенка – «проводника»), которые сидят за отдельными
столами. На столе перед командой лежит «поезд» и карточки с изображением
животных.
Воспитатель. Перед вами
поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – зверей, во втором
– птиц, в третьем – насекомых, в четвертом - земноводных) так, чтобы в каждом
окне был виден один пассажир.
Та
команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет
победителем.
Аналогично
эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах
растений (леса, сада, луга, огорода).
«Кто рядом
живет»
Цель. Обобщить
представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах.
Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ.
Закрепить умение устанавливать простейшие причинно – следственные связи,
раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
Материал. Маски
(шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц,
белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела,
одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) – по количеству
детей; обручи красного, синего, зеленого цвета.
Перед
игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в
определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде,
другие - возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там
они находят себе еду, растят потомство.
Ход игры. В разных
уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети
надевают маски (шапочки).
Воспитатель. Определите, кто
вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде
«Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче,
обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.
После
того как дети займут место в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли
выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего
обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.
«Детки на ветке»
Цель. Закрепить
знания детей о листьях и плодах деревьев, кустарников, учить подбирать их по
принадлежности к одному растению.
Ход игры
Дети
рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. Педагог предлагает
детям подобрать к каждому листу соответствующий плод.
Эта
игра проводится с засушенными листьями, плодами или на прогулке в осенний
период года.
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнить и
углубить знания детей о временах года.
Ход игры.
1-й вариант. Воспитатель
читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети
отгадывают.
2-й вариант. Воспитатель
называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и
что делают люди.
«Узнай по
описанию»
Цель. Учить детей
узнавать растения по описанию. Закреплять знания детей о разнообразии растений,
определять растения по виду листвы, коры, плода. Развивать творческое
воображение, воспитывать бережное отношение к природе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий